Приветствую Вас Гость
Пятница
27.06.2025
02:15
Original design from Merab Chachava

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2012 » Март » 20 » Храмовая архитектура Грузии
    20:08
    Храмовая архитектура Грузии


    Храмовая архитектура Грузии
    Этот текст - пособие по ориентации и систематизации. Здесь рассказано про архитектуру Грузии  - что и где и когда было построено. Построено было много, поэтому текст получился большой. Да еще и с картинками.
     
    * * * 
    История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1534 года (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.
     
    Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. 

    Христианские храмы в Грузии стоились двух типов – базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику.
    IV - V века
    Крещение Грузии произошло в 327 году и первый храм построил царь Мириан – непосредствено на территории своего сада в  Мцхете. Это был знаменитый Светицховели, от которого не осталось совсем ничего и даже трудно предположить, на что он был похож. Вторым храмом стал храм Самтавро в Мцхете – он тоже не сохранился. Вроде бы в конце V века царь Вахтанг Горгосал перестраивал Светицховели, и от того храма до нашего времени дожили какие-то фрагменты украшений, но это все не очень доказуемые предположения. 

    От тех далеких веков полностью сохранился всего один храм – Болнисский Сион 477 года. Определенно строились и другие храмы. Например, есть версия, что одно из сооружений в монастыре Некреси построено в IV веке. Выглядит оно вот так:

    Как видите, храм очень маленький. Говорят, что все храмы той эпохи были именно такие – туда помещался священник, еще 1-2 человека и все. То есть, храм выполнял функцию крыши над алтарем. Есть еще один храм, претендующий на IV век – это небольшая часовня около села Зегаани (район Гурджаани). 
    Он тоже маленький. Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным самтависским собором.

    В монастыре Старая Шуамта сейчас находится базилика, тоже претендующая на V век. 
    VI-VII века
    Это интересная эпоха. Во-первых, это эпоха персидской оккупации. Храмы в то время строились в глухих труднодоступных местах. По сей день их найти довольно сложно. Все храмы этого времени засунуты куда-нибудь вглубь ущелья. Их никогда не видно издалека. 

    Одновременно это время пришествия ассирийских отцов и, как следствие, распространения монашества. Храмы этой эпохи легко узнаваемы: они обычно приземистые, с небольшим куполом, и купол этот или сферический или имеет форму очень плоской пирамиды. Класическая грузинская высокая пирамида (шатер) еще не появилась. И хотя в Византии это была эпическая эпоха Юстиниана, особого влияния на архитектуру Грузии она не оказала, разве что на западе страны. Грузинские храмы все же не похожи на византийские.   

    К этому периоду относится храм Иоанна Крестителя в Шио-Мгвимском монастыре. Это здание было построено между 560 и 580 годами. Кажется, это самое раннее из сооружений того периода. Претендентом на более раний срок может быть храм в кахетинском селе Карданахи. Сейчас он полуразрушен. Считается, что это VI век, но точных датировок нет.
    храм Иоанна Крестителя
    Пройдет еще лет 20-30 и около Мцхеты на горе удет построен знаменитый храм Джвари. У него такой же восьмигранный барабан купола, как и у двух предыдущих. Это редкий случай храма VI-го века, построенного на видном месте.   

    Чуть позже, около 630 года, строится Атенский Сион, почти полностью копирующий Джвари. У него такой же восьмигранный барабан купола, как и у двух предыдущих.  
    Атенский Сион
    В Кахетии в эту эпоху был построен храм в монастыре Старая Шуамта. Точных датировок нет, но VI век в нем узнается сразу. Другой кахетинский храм того времени - храм Святой Троицы в Икалто. Интересно, что храм Джвари и Шуамта имеют купол почти круглой формы, в византийском стиле того времени.  А вот Атенский Сион - уже пирамидальный. 
     
    Однвоременно с атенским храмом, в 626-635 годах строится базилика в Цроми. В этом же веке будет построены еще две базилики: вмонастыре Ркони и в городе Дманиси
    Дманисский Сион
    В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики.  

    В западной Грузии в эту эпоху был построен Успенский Собор (Абхазия, район Гульрипша), который довольно необычен на вид, но кое-в чем с восточногрузинскими пересекается. 

    Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это  влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня – сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку.
    VIII - IX - X
    Это своего рода «темный век» грузинской архитектуры. В 735 году арабский полководец Мерван прошелся по стране, разрушая все подряд. Эффект был подобен монгольскому нашествию на Россию – строительство прекратилось надолго. В центральной Грузии образовался Тбилисский Эмират, который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.

    Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое  оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети – но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.

    Странное ислючение из общего правила: в 777 году в центральной Грузии был построен большой Сионский Собор в Самшвилде. Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов. 
    Самшвилдский Сион
    К кахетинским храмам того времени относится странный двухкупольный храм Квелацминда (Всех Святых) около Гурджаани.
    Квелацминда
    Интересно, что к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в монастыре Икалто. Если датировка верна, то это первый (или почти первый) храм с классическом грузинском стиле. То есть, с высоким барабаном и высоким шатром. 

    В восьмом веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в монастыре Некреси, храм Кветера на месте несуществующего сейчас города и небольшой храм в монастыре Убиса в Имеретии. 
     
    В X веке началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресорсов. В середине века возводится довольно большой Успенский Собор в монастыре Чкондиди, в 95щ-е годы - Успенский Собор в селе Моква (сейчас район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит храм  Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. Ну и под конец века был возведен Успенский Собор в абхазском селе Бедия.
    XI - XII - XIII
    В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено все великое и знаменитое.  В 978 году царь Картли получает по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчиняет Кахетию и завершает объединение Грузии. Сразу же начинается массовое строительство. Уже в 1003 году возводят грандиозный храм Баграта в Кутаиси. В 1010-1014 годах строится храм Никорцминда, не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. Примерно тогда же сооружается храм Марии в Кинцвиси, который сейчас сильно порушен. 

    В 1029 году был закончен храм Светицховели в том виде, который мы можем наблюдать сегодня. Через год будет построен собор Самтависи – он очень похож на предыдущий, но более интересно украшен. Этот собор стал своего рода эталоном и символом эпохи. В то же время сооружается собор в Алаверди. Все эти три собора велики размерами, но Алавердийский велик особенно. Долгое время это был самый высокий собор в Грузии.

     

     храмы Золотого Века
    Светицховели
    Самтависи
    Алаверди
     СветицховелиСамтависи 
    Алаверди 

     

    В XII веке строительство продолжается. Около 1100 года строится храм Богоматери (тогда еще купольный) в Шио-Мгвимском монастыре, через  12 лет освобождается Тбилиси и возводится Сионский Собор в современном виде. В 1125 (1130?) в Имеретии строится монастырь Гелати и его основной собор. В том же веке строится храм Эртацминда в одноименном поселке.

    В XIII веке пришли монголы, но до их появления успели построить довольно много. Причем мода на грандиозное прошла. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции: монастырь Бетания, храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в Кинцвиси, храм Богородицы в Метехи,  монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье и монастырь Питарети. И под самый конец эпохи последние два творения: монастырь Гударехи и монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней, второй - резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы. 
    XIV - XV - XVI - XVII
     
    В 1236 году пришли монголы и разрушили в Тбилиси Метехский храм. Это событие разделило историю грузинской архитектуры на "до" и "после". С этого момента строили очень мало, зато много всего восстанавливали. Например, Метехский храм восстановили только в 1278-1279. И все же строительные технологии не погибли совсем, как это случилось в России. Кое-что строили. Мало, редко, но строили. Заказчиками как правило были частные лица. Так, тбилисские армяне построили храм Сурб Геворк в 1251 году. Возможно, армяне же построили в Тбилиси храм Верхняя Бетания.

     

    архитектура монгольской эпохи



    Сурб Геворк
    Верхняя Бетания
    храм Метехи

     

    Кое-что строилось там, куда не дошли монголы, туркмены и тимуровцы. Около 1300 года Бека Джакели строит  церковь Св. Саба в монастыре Сапару около Ахалцихе. Чуть позже в горах около Казбека будет построен Троицкий храм, еще известный как Гергети. Это самый высокогорный из крупных грузинских храмов. На другом, западном, краю Грузии примерно в эту эпоху будет построен крупный собор в городке Цаленджиха.
     
    В XV веке был восстановлен Руисский Спасский собор. 
     
    В XVI  веке строили совсем мало. В 1565 году кахетинский царь Леван построит в Греми кирпичный храм Архангелов, существующий по сей день. 
    Замок Греми
    XVII-й век стал веком катастроф для грузинской архитектуры. В этот период почти ничего не строили, и даже более того – многое было разрушено. В 1625 году приняло ислам княжество Самцхе, что привело в упадок все храмы и монастыри юго-запада (в их числе имонастырь Зарзма). В этом же веке был взорван храм Багарта в Кутаиси и Самшвилдский Сион. В 1614 персы разрушили храм Богоматери в Шио-Мгвиме, в 1615 – разрушили Давид-Гареджи, в 1616 перестал действовать монастырь Икалто.  В 1615 году был сровнен с землей кахетинский город Греми вместе со всей его архитектурой. 
     
    За все столетие было построено всего несколько храмов. Два из них в замке Ананури: храм Девы Марии, построенный в начале века и Успенский храм, построенный в 1674 году. Третий - практически никому не известный храм в селе Мчадисджвари, что характерно - находящийся на земле Арагвских эриставов, как и ананурские храмы.
    Ананури
    Успенский храм в Ананури 
    XVIII - XIX
    В XVIII веке уже почти ничего не строили на средства государства. Не до того было. Но именно в этот период начинается массовое строительство храмов частными лицами и общинами. Деньги тогда имелись у купцов, а купцами были армяне. Поэтому храмы того века построены армянами и расположены в основном в Тбилиси. 

    Особенно плотно шло строительство до турецкой оккупации 1722 года. В 1720 закончили строить храм Сурб Ншан, в том же году заново построили Ванкский Собор. Где-то в те же годы появился храм Зркинянц Сурб Геворг (Мтацминда, улица Грибоедова). В 1727 году построили храм Сурб Геворк Камоянц на проспекте Руставели (снесен).

    В конце века строительство снова оживляется. В 1780 опять перестроили Ванк. Примерно в то же время был отстроен грандиозный собор Кармир Аветаран, который надолго стал самым высоким храмом в Грузии. 
     
    После присоединения к России собственно грузинской архитектуры строилось немного, в основном восстанавливали старое - например, реанимировали монастырь Зарзма. В 1863 году в Тбилиси, в района Мтацминда,  был построен Троицкий Храм. Этот храм считается последнимобразцом грузинской церковной архитектуры. Все после него - уже  или негрузинское или псевдогрузинское.
    В это время на территории Грузии начинает распространяться, так сказать, архитектурный плюрализм. Храмов в классическом грузинском стиле строилось мало. Зато появилась русская архитектура. Были построены довольно интересные храмы в Тбилиси, Гори и Кутаиси. Зато в провинции русская архитектура иногда выглядела довольно дико. В пример можно привести Казанский Храм в Лагодехи или русскую церковь в Шаумяни. 
     
    Интересный прецидент той эпохи - строительство в 1910 году храма Кашвети в Тбилиси. Его прямо скопировали с Самтависского Собора. Разве что в исходнике вход не с запада.
    Появляется такое явление, как католические и протестантские храмы. Позже, в советское время, их пытались перестраивать, но они до сих пор узнаваемы.  
     
    Немецкий храм
     Немецкий храм в Асурети
     
    В окрестностях Цалки начали селиться понтийские греки, которые привнесли свою архитектуру. Греческие храмы обычно просты по дизайну, но построены из громадных каменных блоков, чем и выделяются 
     
    Храм в Сарване

    Советский и постсоветский период
    В советские время храмовое страоительство отсутствовало вообще. Курьезным исключением является небольшой храм, построенный одним из жителей Тбилиси у себя во дворе. Зато снесено было много. Снесли Ванкский Собор, Собор Александра Невского, покушались и на Метехский храм. Свою долю дестроя внесло и землетрясение 1940 года. Отзвуки землетрясения 1988 года привели к обрушению Аветарана.
     
    В эпоху Гамсахурдии построить ничего не успели, в эпоху Шеварнадзе на строительство не было денег, зато с 2003 года начался период массового восстановления. Символом эпохи стал, конечно же, Троицкий Храм в Тбилиси.
     
    Архитектура новой эпохи как правило маловыразительна. С другой стороны, и модернизм ее не испортил. Современные храмы в большинстве своем купольные, с классическими пирамидальными крышами, как правило без изысков в виде резьбы или барельефов. 

     

    архитектура XXI века
    Озургетский храм
    Собор
    Храм в Сенаки
    храм св. Николая
    храм в Озургети
    собор в Рустави
    храм в Сенаки
    храм в Душети 

     

      

    Просмотров: 1549 | Добавил: mero70 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
      merab chachava 
    mchachava70@gmail.com
         +995514289191 
         +995599224213 
         +995557995232