
Архитектура Серебряного века стала сравнительно новым явлением в истории мировой архитектуры. В это время появляются новые строительные материалы, такие как железобетон, металлоконструкции. Появляются также здание нового типа — банки, магазины, вокзалы, фабрики — строительству которых уделяется все больше внимания. Новые материалы и новые типы зданий, а также культурные идеи, вошедшие в моду в это время приводят к зарождению нового стиля в архитектуре — этот стиль стал называться «модерн».
Архитектура Серебряного века в России знаменуется творчеством великого зодчего Ф. О. Шехтеля. Шехтель работал в стиле рационализма, но также и в стиле русского романтизма, возрождая неорусские традиции в зодчестве. Особенно знаменит его особняк Никтиских ворот. В противовес традиционной схеме строительства, элементы здания, построенного Шехтелем, являются асимметричными и неровными. Особое внимание привлекает выступающий карниз, выдающиеся крылечки и асимметричные балконы.
В декоративной отделке здания особняка были использованы такие элементы модернистского декора как цветные витражи и мозаичный фриз, отделанный растительным орнаментом. Растительный декор повторяется также в отделках уличной ограды, оконных витражей балконных решеток. Весь внутренний интерьер и мраморная лестница составляют единое общее с внешним видом здания. Один и тот же мотив повторяется как внутри. Так и снаружи, что превращает всю. Постройку в грандиозный архитектурный спектакль.
Чуть позже в архитектуре Серебряного века, в частности, и у Шехтеля, намечаются черты конструктивизма.
Архитектура Серебряного века — презентация всей идея Нового времени. Сооружения, построенные в это время как бы несут в себя ключ и информационный код к тому, что составляла культурные воззрения тогдашнего общества.